Количество просмотров: 2307 |
Пет-терапия (от английского pet – домашнее животное, питомец), зоотерапия, анималотерапия – разные названия метода, смысл которого состоит в терапевтическом воздействии на человека с помощью животных. С каждым годом он становится все популярнее. Животные «учат» детей читать и общаться, дают поддержку старикам, помогают взрослым разобраться в себе.
Впервые собаки-терапевты появились в больнице для душевнобольных, которую в 1796 году открыл британский филантроп Уильям Тьюк. Лечение там было основано на принципах гуманизма, и присутствие собак, как отмечали врачи, положительно влияло на больных: у них снижались проявления агрессии и частота приступов. Но как метод пет-терапия сложилась только во второй половине ХХ века. Идею предложил психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон. Среди его пациентов был Джонни, 9-летний мальчик с аутизмом, который с большим трудом шел на контакт.
Однажды в кабинет неожиданно забежала собака Левинсона, Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах. Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии.
Сначала коллеги поднимали Бориса Левинсона на смех. Критика стихла, когда из опубликованных документов стало известно, что Фрейд нередко позволял своей чау-чау Йофи присутствовать на сеансах и считал, что она помогает установлению доверия с пациентом. Спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 психологов 16% используют в работе «ассистентов»-животных.
Любой владелец домашнего питомца знает, как благотворно тот влияет на психологическое (а иногда и физическое) состояние хозяина. В некотором смысле все мы, хозяева животных, подвергаемся их воздействию. Такую спонтанную анималотерапию называют ненаправленной.
В Самарской Областной Клинической Психиатрической больнице в целях реабилитации пациентов с психическими расстройствами также используют терапию животными.
Пациенты ухаживают за животными, заботятся о них, гуляют с ними и наблюдают за их жизнью.
Взаимодействие на психофизиологическом уровне формируется на базе тактильного контакта с питомцем, в играх, в процессе ухода за любимцем. Психологическое воздействие складывается из разных ситуаций, но чаще всего используется для развития в пациенте чувства ответственности, для отвлечения от серьезных проблем, для повышения самооценки и ощущения собственной значимости.