Цветовая схема: C C
Размер шрифта A A A
Изображения:
  • 443016 г. Самара, ул. Нагорная, д. 78
  • Регистратура: 8-(846)-207-40-78;
          Приёмное отделение: 8-(846)-207-40-44;
          Секретарь: 8-(846)-207-40-30
  • 06008@mail.miac.samregion.ru

Михаил Шейфер: «Не путайте депрессию с плохим настроением»

Михаил Шейфер: «Не путайте депрессию с плохим настроением»
  • 14 Октября 2013 09:10
Количество просмотров: 2246

Досье

Родился в Пензе в 1953 году. Поступил в куйбышевский мединститут по специальности «лечебное дело». Закончил интернатуру по специальности «психиатрия». Служебный путь начал в 1977 году с врача-интерна, был заведующим отделением и замглавного врача по лечебной работе Самарской психиатрической больницы, с 2001 года - главный врач. Кандидат медицинских наук. Главный специалист по психиатрии министерства здравоохранения Самарской области. Женат. Двое детей.

- Михаил Соломонович, как в губернии обстоят дела с психическим здоровьем населения?

- В Самарской области страдают психическими расстройствами около 2% населения губернии: около 62 тысяч человек. Среди них есть и больные люди из так называемой динамической группы (с регулярно обостряющимися психическими расстройствами, которые стоят на учете у психиатра и лечатся) и консультационной группы (обратившихся с проблемами ослабления памяти, нарушений сна, невротических расстройств, тревожности). Сейчас значительно уменьшилось количество больных в стационарах. Появилось много современных лекарственных препаратов, позволяющих удержать пациента от обострения. В регионе широко развита сеть дневных стационаров, где люди лечатся без госпитализации. Это позитивная тенденция. В губернии стало больше страдающих болезнью Альцгеймера. Причина: улучшилась выявляемость, диагностика стала тоньше. Уменьшился и показатель повторной госпитализации.

- Проблема анорексии в Самарской области существует?

- Увы, больные анорексией встречаются все чаще. Раньше они были редкостью. Буквально на днях к нам в больницу поступила молодая женщина. При росте 160 см ее вес не дотягивает до 30 кг! Это тяжелейшее психическое расстройство! Хочу немного похвастаться - в нашей больнице, в том числе и для таких больных, открыто отделение реанимации и интенсивной терапии – это позволяет круглосуточно оказывать квалифицированную медицинскую помощь, и это существенное достижение.

- Как понять, что пора к врачу?

- Психические расстройства разнообразны, и в общем говорить сложно. Разберем случай депрессии. Если у вас плохое настроение и это длится больше двух недель; если появились нарушения сна, бессонница, вы встаете по утрам разбитым; если снижен аппетит, нет никакого желания что-либо делать. Если говорить о болезни Альцгеймера, симптомы такие: человек стал рассеян и забывчив, долго не может найти вещь, иногда у него бывает нарушения произношения отдельных слов. Ну, а если человек слышит какие-то голоса, у него появляются галлюцинации и бред – тут и говорить не о чем. Пора к доктору. Правда, в этих случаях больной не понимает, что он болен, и госпитализировать его приходится принудительно, но в рамках закона, по решению суда. Таких больных у нас – от 15 до 25%. 

- Откуда берутся «осенние» обострения?

- Мы – живые люди. Кто-то реагирует на изменение погоды и атмосферного давления, на солнечные всплески, на изменение сезона.

- Если не говорить о серьезных психических расстройствах, а о депрессиях и осенней хандре: как справиться с такими состояниями?

- Справиться с плохим настроением можно самостоятельно, а вот тяжелую депрессию не надо пытаться лечить своими силами, полагаясь на советы знакомых, знахарок и магов. Если это состояние возникло само и не проходит, то есть смысл посоветоваться с врачом. Только специалист может оказать квалифицированную помощь в подборе эффективных медикаментов, которые отпускаются только по рецептам. Надо сказать, что в ряде случаев депрессия проходит сама. Если человек готов полгода, год находиться в этом состоянии и не испытывает суицидальных мыслей – его право не обращаться к врачу. Но лучше, если почувствовали неладное – лечитесь. Факт консультации ни к чему не обязывает, не надо бояться просить о помощи. Ведь чем дольше человек живет в этом состоянии, тем потом нам сложнее его лечить. Длительная депрессия приводит к изменениям в головном мозге, помните об этом. 

- Даже если человек чувствует неладное, многие боятся идти к психиатру, опасаясь клейма «пациент психушки»…

- Это абсолютное заблуждение. Да, общество крайне негативно относится к психическим больным, их боятся. Если вы придете к доктору с жалобами на бессонницу, тревогу, пониженное настроение, плохое самочувствие и отсутствие аппетита, - врач записывает жалобы в карточку. Но это форма его отчетности, он не может просто с вами поговорить, выписать антидепрессант и все. Информация из карточки может быть предоставлена только органам внутренних дел при запросе в случае возбуждения уголовного дела. Без решения суда и соответствующих документов даже следователи ничего не получат. Информация о заболеваниях пациента – психических или физических - конфиденциальна и относится к врачебной тайне.

- Как можно защититься от нервных расстройств?

- Во-первых, нужно иметь хорошую наследственность. Во-вторых, нужно получить хорошее образование и хорошее воспитание. В третьих – найти хорошую работу с хорошей зарплатой. И, наконец, находиться в среде, где хороший воздух и хорошая экология. Счастливый, всем довольный и спокойный человек обычно не сталкивается с проблемой психического здоровья. 

- Передается ли шизофрения по наследству? Например, если у молодого человека бабушка страдала этой болезнью, каков риск, что и у внука она разовьется?

- Есть различные виды шизофрений. У кого-то болезнь развивается смолоду, у кого-то в виде приступов. Но генетическая отягощенность имеет значение, так же как и определенный тип личности. Я знаю двух братьев – у одного болезнь есть, у другого нет. Предрасположенность не всегда развивается в болезнь. Шизофрения не возникает вследствие какого-то психического перенапряжения – это может лишь спровоцировать болезнь, но не является причиной. Иногда шизофрения передается по побочной линии - к племянникам, внукам, а у больных родителей бывают абсолютно здоровые дети. Комбинация генов тоже важна, хотя риск существует.

- Возможно ли выздоровление при тяжелых психических расстройствах, например, при шизофрении? 

- Биологическая особенность человека такова, что 1-2% населения по всему миру страдают шизофренией. Есть формы болезни, которые неизлечимы, и медицина здесь бессильна. А есть такие, которые протекают с обострениями. Иногда можно подобрать правильное лечение, болезнь затихает и никто даже не подумает, что человек страдает психическим расстройством. К примеру, недавно я встретил в самолете одну мою пациентку, которая после тяжелого психического расстройства успешно вышла замуж, уехала в другую страну, и все у нее хорошо. Время от времени она мне звонит и советуется, стоит ли ей принимать какое-то лекарство и в какой дозировке. 

- Сейчас появилось много антидепрессантов. Можно ли принимать их самостоятельно?

- Я бы сказал, что это просто опасно и чревато. Антидепрессантов сейчас десятки, и все они – рецептурные. Все седативные препараты – тоже. Я не имею в виду обычные настойки валерианы и пустырника и успокаивающие таблетки, которые продаются безрецептурно – они безопасны. Но пройдет ли ваша депрессия – вот в чем вопрос. Все депрессии – индивидуальные и разные. Есть тревожные, есть апатические и ипохондрические, и для лечения каждой – разные препараты. Некоторые антидепрессанты обладают стимулирующим действием, что хорошо при лечении апатии, но для других видов болезни будет только хуже. Мало того, - есть еще доза препарата. Каждый прием меняет некую биохимию. Многие думают – принял антидепрессант, и все прошло. Но действие лекарства наступает на 2-3 неделе после его приема. ВОЗ рекомендует прием препарата не менее 6 месяцев для предупреждения рецидива и излечения. Правильно подобранные лекарства помогают, и длительность их приема должна так же индивидуально подбираться. Здесь нет привыкания – это как инсулин для больных диабетом. 

- Тем не менее, транквилизаторы включены в список аптечных наркотиков…

- Это неправильно. Даже среди наркоманов доля тех, кто страдает от зависимости препаратами бензодиазепинового ряда, ничтожно мала! Мы сейчас должны получать лицензию, чтобы работать с так называемыми наркотиками. Они и так рецептурные, так мы еще вынуждены учитывать и списывать каждую таблетку и каждую ампулу, иметь сейфы-холодильники, охрану… Мы просто перестали выписывать такие лекарства, и в аптеках их не найдешь – никто не хочет этим заниматься. Недавно происходило совещание главных специалистов страны по психиатрии, и мы решили обратиться в Правительство с предложением не приравнивать эти препараты к наркотическим, потому что это ограничивает их получение нуждающимися пациентами. По сути транквилизаторы и снотворное наркотиками не являются, не вызывают зависимости. 

- Для кого необходимы транквилизаторы? 

- Прежде всего, больным консультативного ряда – с тревогой и депрессией. А таких много. 

- В последнее время обсуждался скандал с квартирами пациентов психоневрологических диспансеров. Как вы это прокомментируете?

- В Самарской областной психиатрической больнице работает уникальная программа по защите жилья недееспособных пациентов: пока они лечатся, учреждение выступает опекуном и не позволяет злоумышленникам выставить людей после выздоровления на улицу. За последнее время из криминального оборота вывели более 20 квартир, выдержав все судебные войны с недобросовестными правоохранителями, которые жили в этих квартирах, и с муниципалитетами, приватизируя на имя больных их имущество, и с родственниками, которые захватывали жилье больных. По специальной программе жилье таких пациентов сдается в аренду, а деньги поступают на их личные счета. Эти средства идут на дополнительное питание больных, реабилитационные услуги, другие личные нужды пациентов. 

Анна Выголова

фото Елизаветы Суховой

Статья: http://gorod.samara24.ru/news/society/2013/10/14/mikhail_shejjfer_ne_putajjte_depressiju_s_plokhim_n.... — Михаил Шейфер: «Не путайте депрессию с плохим настроением» — НОВОСТИ Samara24.ru