Цветовая схема: C C
Размер шрифта A A A
Изображения:
  • 443016 г. Самара, ул. Нагорная, д. 78
  • Регистратура: 8-(846)-207-40-78;
          Приёмное отделение: 8-(846)-207-40-44;
          Секретарь: 8-(846)-207-40-30
  • 06008@mail.miac.samregion.ru

125 летие больницы

125 летие больницы
  • 15 Декабря 2013 09:12
Количество просмотров: 2375

Самарскую психбольницу открыли 125 лет назад по указу Александра II

Расположить ее решили в лесной даче Томашев Колок, а Самарскому земству государство вернуло половину стоимости строительства

В Самаре середины XIX века пристающих на улицах и площадях к прохожим «бесноватых» помещали в тюрьму.

История «желтого дома»

В России самой старой психиатрической лечебницей считают приют при Колмовском монастыре под Новгородом, который в 1706 году открыл здешний митрополит Иов. А официальное начало российской психиатрии положил указ императора Петра III, который в 1762 году повелел в ряде городов построить «доллгаузы» (от немецких слов «toll» - «безумный, сумасшедший», и «haus» - дом). Но только в 1779 году в Санкт-Петербурге открылся первый государственный приют для душевнобольных на 32 человека (впоследствии - отделение Обуховской больницы). А поскольку стены этого заведения покрасили в желтый цвет, то в России выражение «желтый дом» быстро стало нарицательным для всех психиатрических лечебниц. Вскоре такие же заведения появились в Риге и в Москве, а к 1810 году в России уже насчитывалось 14 лечебниц для душевнобольных.

При этом нужно учесть, что в дореволюционной России не было министерства здравоохранения, хотя целый ряд основополагающих министерств в империи был образован еще в 1802 году в соответствии с указом Александра I. При этом заботу о народном здравии отнесли к ведению медицинского департамента, который вошел в состав министерства внутренних дел.

Первый самарский психиатр

Что же касается Самары первой половины XIX столетия, то медицина в нашем городе тогда находилась в зачаточном состоянии. В 1828 году в Самарской городской больнице было всего лишь 12 коек, причем в одном помещении находились всякие пациенты, независимо от диагноза – от инфекций до травм. Больных обслуживал только один врач - Григорий Троицкий. В 1848 году к больнице сделали пристрой еще на 24 койки, но число врачей при этом не увеличилось.Положение с медицинским обслуживанием в Самаре стало заметно меняться лишь после обретения ею статуса губернского города. В 1852 году по распоряжению первого губернатора Степана Волховского в наемном доме открыли еще одно отделение больницы на 100 коек, а в ее штате теперь числилось 6 врачей.И хотя какой-либо специализации по видам заболеваний здесь по-прежнему не было, в том же году губернская управа обратилась в МВД с прошением – прислать в Самару знающего врача, который имел бы опыт в диагностировании душевных недугов и в лечении душевнобольных.В качестве обоснования этой просьбы в письме говорилось, что сейчас в губернской тюрьме содержится более десятка заключенных, с которыми «члены врачебной управы встречают затруднения при определении их умственных способностей, особенно в случаях… когда учинены сумасшедшими смертельные убийства, или покушения, или когда есть подозрение на притворное сумасшествие».А еще сообщалось, что в Самаре регулярно помещали в тюрьму «бесноватых», которые на улицах и площадях приставали к прохожим и вообще нарушали общественных порядок, но что делать с ними дальше, никто не знал.Новый врач прибыл в наш город по направлению медицинского департамента в начале лета 1852 года. Это был доктор Юлий Богданович Укке, немец по национальности, окончивший Дерптский университет. До этого он успел поработать в ряде провинциальных городов, где проявил себя знатоком различных душевных недугов. А свою первую психиатрическую экспертизу в Самаре новый врач провел уже через месяц после приезда в наш город, когда он освидетельствовал крестьянина села Падовки Самарского уезда 25-летнего Федора Панова.В 1857 году Юлий Укке, как показавший себя перспективным специалистом, был назначен главой Самарской врачебной управы вместо вышедшего в отставку Эдуарда Финке, прежнего руководителя этого ведомства. Укке возглавлял самарскую медицину вплоть до 1881 года, когда он в возрасте 61 года вышел в отставку «с мундиром и пожизненной пенсией 447 руб. 48 коп. в год». После этого он уехал в Санкт-Петербург, где и скончался в 1892 году.Что же касается специального психиатрического отделения городской больницы, то оно в Самаре было создано в 1860 году по инициативе Юлия Укке и при поддержке губернатора Адама Арцимовича. Заведение на 60 коек располагалось в нашем городе за Молоканским садом (современный район между улицами Первомайской и Невской). В 1875 году, когда в Самаре была открыта губернская земская больница (ныне больница имени Пирогова), психиатрическое отделение перешло в ее подчинение.

Столичный архитектор

Именно в это время в Российской империи начался невиданный ранее подъем всей сферы здравоохранения. Основой для него стала земская реформа, проводимая по инициативе Александра II. В 1879 году император подписал указ, согласно которому в течение последующих 15 лет в каждой российской губернии на деньги местных земств предполагалось возвести собственную психиатрическую больницу. При этом было обещано, что после завершения строительства из средств, как бы сейчас сказали, федерального бюджета, земству будет возмещена половина понесенных затрат.Однако реализация царского указа оказалась не такой быстрой: более двух лет у чиновников управы ушло на выбор места для будущей лечебницы. По медицинским показателям предлагалось пять вариантов ее размещения, в том числе Бузулукский бор, берег Волги у села Екатериновка, окрестности Кинеля и лесной участок в Ставропольском уезде, на территории нынешней Ульяновской области. Но наилучшим местом была признана удельная лесная дача Томашев Колок площадью 186 десятин, расположенная у хутора того же названия, в 8 верстах от городской черты Самары. Впоследствии этот участок был выкуплен губернским земством у государства за 18,6 тысячи рублей.Что же касается проекта будущей гостиницы, то из всех предложений лучшим был признан план, подготовленный доктором медицины Владимиром Хардиным (в то время – заведующим психиатрическим отделением губернской земской больницы). Однако при попытке его утверждения в министерстве внутренних дел возникла неожиданная проблема. Главный архитектор МВД, тайный советник Василий Штром, сообщил представителю Самарского земства, что больница должна строиться только по его собственному проекту. В противном случае, заявил министерский чиновник, земству не будет выплачена обещанная половинная компенсация расходов.Несмотря на жалобы на имя главы МВД, Штрому все-таки удалось отстоять свою точку зрения. В итоге по его проекту в августе 1886 года в Томашевом Колке началось строительство Самарской больницы для умалишенных, рассчитанной на 100 пациентов.Официальная церемония открытия учреждения состоялась 27 ноября 1888 года (по новому стилю – 9 декабря). В первоначальном виде в этот комплекс входили два каменных и два деревянных корпуса, административное здание, православный храм, а также несколько вспомогательных построек. Стоимость всего строительства составила почти 210 тысяч рублей. Кстати, обещанной царским правительством 50-процентной компенсации Самарскому земству пришлось ждать еще почти два года.

Авторская колонка

Первым руководителем Самарской больницы для умалишенных был назначен доктор медицины Иван Акерблом, до этого работавший в аналогичном учреждении Казани.На пост руководителя лечебницы претендовал также уже упоминавшийся Владимир Хардин, но его исключили из числа кандидатов по причине политической неблагонадежности. Оказалось, что еще в 60-х годах, во время учебы в Санкт-Петербурге, он подозревался в связях с народниками, о чем в секретном полицейском досье осталась соответствующая запись.Правда, в дальнейшем Хардин все же был назначен на должность главы Самарской больницы для умалишенных, но это произошло только в 1910 году - после того, как скончался Иван Акерблом, а затем - и его преемник на этом посту Степан Беляков. Назначение стало возможным после Первой русской революции, когда были значительно смягчены требования к кандидатам на официальные государственные должности.А в 1918 году, спустя четыре месяца властвования Комуча, Самару заняли красные войска, и Хардин по решению губисполкома был уволен со своего места.Дело в том, что он, наряду со многими другими руководителями учреждений, получил эту должность еще при царском режиме. Таким образом, он второй раз в своей жизни пострадал из-за своей неблагонадежности по отношению к власти.Владимир Хардин остался служить в этом учреждении в качестве рядового врача, однако в 1921 году, во время поволжского голода, умер от сыпного тифа.В нынешнем году Самарская психиатрическая больница, к основанию и строительству которой Хардин имел прямое отношение, отмечает 125-летнюю годовщину со времени своего открытия.Уже много десятилетий ее территория входит в городскую черту, однако прежнее название «Томашев колок» по-прежнему остается на слуху.И при ее сегодняшнем руководителе Михаиле Шейфере Самарская лечебница по-прежнему входит в число самых лучших и авторитетных психиатрических учреждений России.

Авторы: Валерий ЕРОФЕЕВ

Фоторепортер: ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Статья на сайте "Волжской Коммуны"